Интервью с генеральным директором Центра поддержки СМИ

BPC: Расскажите о ближайших планах вашей организации.

Алмаз Курманкалиев: Работу Центра поддержки СМИ сейчас можно разделить на две составляющие. Первая – это непосредственно печать газет. В этом направлении мы успешно работаем, в настоящее время у нас печатается порядка 100 клиентов. Благодаря системному подходу мы постоянно совершенствуем все этапы нашей работы, начиная от приема заказов и заканчивая выдачей готовой продукции. Конечно, задумываемся и об обновлении производственного оборудования. В этом году успешно завершаем трехлетний план модернизации, и мы готовим стратегический план развития Центра на 2010-2012 годы.

Вторым важным компонентом нашей работы является работа со средствами массовой информации в плане образования, подготовки кадров, повышения их квалификации. Для этого работает тренинг-лаборатория Центра поддержки СМИ.

В 2008 году была учреждена Ежегодная Национальная Газетная Премия  в различных номинациях. Эта традиция будет продолжена. Экспертный совет будет определять конкурсантов по разным номинациям. Хорошим дополнением к ежегодной газетной премии является номинация  в конкурсе «Лучший газетный дизайн Кыргызстана». Также будет продолжена инициатива Центра по проведению Летней Школы Медиаменеджмента, участвуя в которой, слушатели получают возможность получить знания по менеджменту, маркетингу, рекламе и PR, газетному дизайну и целому ряду других направлений, связанных с успешной работой редакции.

Жизнь – это движение. Газетным изданиям нужно постоянно думать о том, как улучшить процесс создания газеты, и, я думаю, они  могут надеяться на то, что мы им в этом поможем.

BPC: Расскажите, пожалуйста, газеты какой направленности сегодня наиболее популярны среди кыргызстанцев?

Алмаз Курманкалиев: Если до 2007 года, а особенно в 2004 и 2005 годах, всех привлекали общественно-политические газеты, то тенденция 2008-2009 годов такова, что наибольшим спросом у населения пользуются газеты развлекательной направленности. Сейчас у газет с яркой политической направленностью, безусловно, осталась своя аудитория, но наблюдается рост тиражей тех изданий, которые специализируются на освещении событий из мира шоу-бизнеса. Самыми успешными газетами, которые печатаются в нашей типографии, являются «Супер-инфо», «Тамчы», «Обон», «АВТОгид», «Комсомольская Правда», «Аргументы и Факты». Появились новые издания развлекательного характера, такие как «Айат пресс» и «Арт.kg». Это связано со спросом на такую прессу, люди за последнее время устали от политики.

Об этом говорит и то, что количество оппозиционных изданий за последний год снижается. Это не связано с вопросами цензуры, это связано с тем, что читательская аудитория не приобретает эти газеты, и им очень сложно выживать. Действительно, мы отмечаем, что за последние три года количество оппозиционных изданий значительно снизилось. Но есть оппозиционные газеты, которые на сегодняшний день пользуются популярностью, это «Назар» и «Эл созу», «Жанырык Апта» и «Учур».

Безусловно, несомненным плюсом для свободы слова в Кыргызстане является возможность печати без цензуры любых общественно-политических изданий.

В целом в этом году было отмечено сокращение рынка печатных изданий. Некоторые редакции прекратили выпуск газет. На мой взгляд, это связано с мировым финансовым кризисом, который, безусловно, оказывает влияние на платежеспособность населения.

BPC: Какие газеты оказываются наиболее конкурентоспособными в нынешних условиях кризиса?

Алмаз Курманкалиев: Тенденция такова, что выживают газеты, которые больше концентрируются на менеджменте, на разработке стратегий развития и привлечения рекламы в свои издания. Основной источник получения дохода у большинства газет Кыргызстана – это реализация их тиража. Во всем мире это вчерашний день, потому что газеты живут, в первую очередь, за счет рекламы, за счет этого и компенсируют свои расходы. Во всем мире действует принцип Парето: 80 процентов составляют рекламные доходы, и 20 процентов – все остальное. В Кыргызстане обратная ситуация. Из-за кризиса рекламный рынок сузился не меньше чем на 20 процентов. А, например, в России рекламный рынок в прессе снизился на 30 процентов. По словам представителей изданий, в летние месяцы отмечалось наиболее сильное падение доходов от рекламы. Сейчас наблюдается увеличение деловой активности у предпринимателей, это позитивный сигнал, тем более что известные экономисты отмечают, что дно кризиса пройдено, и есть надежда на подъем. 
BPC: Насколько вероятно, что в нынешних условиях на рынке появятся новые печатные издания?

Алмаз Курманкалиев: Они уже появляются. Создаются партийные газеты. Это связано с тем, что сейчас парламент у нас многопартийный. И газета является эффективным средством коммуникации между партиями и населением. Интернет до сих пор не получил распространения в регионах, и печатные СМИ еще долго будут востребованными в Кыргызстане.

Возможно, будут появляться газеты и другой направленности. Время диктует это веяние. В Кыргызстане, например, еще недооценены корпоративные издания. Пока в стране нет крупного бизнеса, корпоративная пресса развиваться не будет. Как только ситуация изменится, обязательно появятся те узкие круги по интересам, для которых эта пресса будет печататься. К слову, студенческие газеты можно тоже отнести к корпоративным изданиям.

BPC: С учетом падения рынка рекламы каким образом для газет возможно компенсировать свои расходы?

Алмаз Курманкалиев: Компенсировать падение рынка рекламы за счет чего-то другого печатным СМИ пока не под силу. Ведь понятно, что для того, чтобы компенсировать, надо эти деньги откуда-то взять. Понятно, что рынок рекламы сократился из-за снижения деловой активности компаний. Газетному рынку можно помочь за счет налоговых преференций. Например, плюсом принятия нового Налогового Кодекса для прессы стала отмена налога на рекламу. Раньше он составлял 4 процента, теперь эти 4 процента экономят, как газеты, так и их клиенты.

Сегодня совершенно очевидно то, что газеты должны быть доходоориентированными, и надо повышать поступления от рекламы. Как же можно повысить доходы от рекламы? На самом деле это возможно. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса, то есть частные предприятия нашей страны еще не привлечены в рекламный рынок. Они нигде не рекламируют свои услуги и товары. И это огромное поле для роста рекламного рынка в СМИ. В принципе то падение в 20 процентов может быть компенсировано за счет привлечения вот этих потенциальных рекламодателей.

BPC: Назовите проблемы в развитии газетного рынка страны.

Алмаз Курманкалиев: Основным тормозом на пути развития газетного рынка является отсутствие альтернативного распространения и особенно в регионах. Наличие такого монополиста, как «Кыргыз почтасы», не позволяет газетам поднимать тиражи и распространять газеты в регионах. Все мы прекрасно понимаем, что каждый в отдельности не может противостоять тем тенденциям, которые имеются на газетном рынке. Фондом была проделана большая работа для создания Ассоциации Издателей и Распространителей Периодической  Печати КР  (АИРПП) по аналогии с такими же Ассоциациями в России, Украине и Казахстане. Был налажен контакт с ними, произошел обмен опытом. АИРПП КР стала членом Всемирной Газетной Ассоциации.

Лоббирование интересов издателей в области законодательства – одно из серьезных направлений деятельности Ассоциации. Кроме этого, отстаивание своих интересов перед «Кыргызпочтасы», ведь одно дело, когда каждый поодиночке обращается в организацию, чтобы решить вопрос с долгами, и совсем на другом уровне идет работа, когда интересы газет отстаивает Ассоциация.

Помимо этого есть общая задача, — дальше развивать газетный рынок, создать для этого необходимые условия. Мы значительно отстаем в развитии этого сегмента от других стран. И надо идти вперед, используя современные технологии.

BPC: Каких знаний не хватает работникам кыргызстанских печатных СМИ?

Алмаз Курманкалиев: В первую очередь, знаний в области рекламы. Способность диверсифицировать свои источники доходов – один из признаков того, что газета движется в правильном направлении. Как уже говорилось, кыргызстанские газеты до сих пор делают акцент на продажах, но для того, чтобы быть окупаемым, необходимы большие тиражи, что для нашей страны невозможно. Поэтому необходимо по-другому подходить к рекламе.

Кроме того, в наших газетах необходимо совершенствовать менеджмент. То есть обучать тому, как необходимо руководить коллективом, рекламными поступлениями, финансами в рыночных условиях. Передача современного опыта в области медиаменеджмента будет способствовать дальнейшему развитию газет. Центр организовывает для редакций получение этих знаний на комплексной основе. Но для начала редакции должны осознать, что они не могут достичь более высоких результатов без постоянного повышения квалификации своих сотрудников.

BPC: Какой вклад сделал Центр в развитие газетного рынка Кыргызстана?

Алмаз Курманкалиев: Безусловно, Центр одним из первых предложил беспленочный вывод пластин, что обусловило высокий уровень качества печати газет и сократило время на изготовление пластин. Как показало время, предложенное нами новая технология была востребованной и спустя некоторое время остальные типографии стали устанавливать аналогичное оборудование. Несомненно, мы предложили печать газет в цвете, и это стало импульсом для развития газетного рынка. Если сравнить газеты в 2003 году и сейчас это большая разница, как по цвету, так и по качеству печати.

Ярким примером ведения успешного бизнеса является газета «Супер-инфо». Сегодня эту газету читают как школьники, так и пенсионеры. Это действительно прецедент. Тираж издания дошел почти до 100 тысяч, это настоящий прорыв. Техническую возможность для этого предоставил Центр. Другой пример успеха – это газета «АВТОгид», с нами они увеличили полосность газет. Перейдя на «цвет», они привлекли дополнительные возможности для рекламы.

Тренинги по верстке и дизайну и семинары Школы Медиаменеджмента, которые проводятся Центром регулярно, также оказывают существенное влияние на качественное изменение в менеджменте и подготовке газет в печать. На мой взгляд, работа редакций постепенно меняется в лучшую сторону.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*