Азамат Тынаев: В Кыргызстане журналисты могут проиграть только самим себе

IMG_354765Мы побеседовали с руководителем Студии практической журналистики Азаматом Тынаевым о его проекте и в целом об актуальных проблемах масс-медиа Кыргызстана и подготовке будущих журналистских кадров.

— Азамат, последнее интервью о Студии вы дали еще в октябре 2014 года. Расскажите, что происходило за это время, чего удалось достичь?

— Да, прошел уже год и три месяца с того момента, когда я давал расширенную информацию о нашей деятельности. Если вкратце, то за этот период удалось сделать практически все из запланированного. Другое дело, что эти планы нельзя назвать наполеоновскими или слишком амбициозными. Во-первых, в таком деле, как образовательные проекты, важно быть реалистом. Лучше сделать немного, но качественно, чем ударяться во внешнюю сторону процесса.

Наше время — это век пиара, поэтому ничего не стоит сделать так, чтобы «визабилити» вашего проекта был отменным, но важнее ведь суть вашей деятельности, конкретные результаты. Ну и вторая причина: пока наша «капитанская рубка» мала. Да честно говоря, она до сих пор состоит из меня одного. А поскольку я отдаю Студии не все свое время из-за занятости в параллельных проектах, то большое значение имеет и тайм-фактор.

И все же итоги достаточно позитивны. В мае прошлого года мы устроили своими силами медиа-тур в Каракол, от которого участники Студии были просто в восторге. Этот опыт настолько впечатлил и меня самого, что в этом году мы планируем аналогичную поездку в Талас. И было бы замечательно, если в будущем удастся организовывать подобные выезды хотя бы два раза в год.

Когда за три-четыре дня такого медиа-тура журналистская молодежь получает возможность глубокого «дайвинга» в профессию и тренинговую мобилизацию, включающую в себя многочисленные полевые задания, воссоздающие реальную работу реального корреспондента, это совсем другое, нежели то, что они получают на скучных лекциях в своих университетах.

Добавьте к этому постоянное присутствие рядом с ними еще двоих тренеров, кроме меня. В тот раз ими были Анна Яловкина — тогдашний журналист тогдашней интернет-редакции «Вечернего Бишкека», и наш коллега из «Интерньюса» Айзатбек Бешов, ныне работающий в Кыргызской службе Би-Би-Си. И все мы с раннего утра до поздней ночи накачиваем их знаниями, советами и наставлениями. И все это в атмосфере драйва и романтики, сопровождающей коллективные поездки, и пресловутого журналистского братства. Плюс особый аромат поездке придавало основательное знакомство с одним из самобытнейших городов Кыргызстана – Караколом и всеми его туристическими и историческими фишками.

Знаете, когда твои ученики на твоих глазах взрослеют, когда делают острые социальные репортажи о плохом качестве водопроводной воды, к примеру, встречаются с жителями, интервьюируют их, на ровном месте сами напрашиваются в их дома, чтобы провести фактчекинг, хотя еще вчера им дела не было до таких вещей, это дорого стоит. Ну и особо радуешься, когда они благодаря таким поездкам лучше узнают свою страну и больше начинают ее любить — это еще один весомый повод заниматься таким делом.

— Еще был проект «Планерка»?

— К этому проекту, также являющемуся брендом Студии, у меня особое отношение. Во-первых, главные его участники — это журналисты: мои коллеги, единомышленники, друзья. Например, мои старшие товарищи Султан Жумагулов и Нарын Айып. Во-вторых, «Планерка» служит примером создания социальных связей между людьми. Судите сами — я прихожу к своим друзьям, работающим в департаменте маркетинга и пиара торгово-развлекательного центра «Бишкек-парк», и практически за одну встречу договариваюсь о совместном ведении этого проекта.

Это же здорово — создавать что-то из ничего! Вчера это просто жило в твоей голове в виде сумбурной идеи, а сегодня это начинает бурлить в виде конкретных действий, и завтра ты уже получаешь продукт. «Планеркой» мы доказали главное — наши журналисты способны быть интересными не только своими статьями или передачами, они сами могут быть интересными как люди, как медиа-персоны, как лидеры общественного мнения, как шоумены в конце-концов, если мы говорим о них как о главных героях ток-шоу — когда не они кого-то исповедуют, засыпают острыми вопросами, а сами приходят на исповедь к своим читателям, сами отвечают на любые вопросы от зала.

И еще «Планерка» — это отличный инструмент медиаграмотности. Ведь пришедшие на такие творческие встречи со звездами журналистики люди получают уникальную возможность из первых уст узнать о закулисье наших СМИ, услышать оценки про «продажную» и «желтую» журналистику, получить профессиональные рекомендации как отличить правдивую информацию от фейковой, как самостоятельно разобраться в полярных позициях масс-медиа, чтобы не стать объектами манипулирования и оболванивания ангажированной прессой. Еще важны и доверительные наставления тем, кто сам хочет попробовать себя в журналистике.

Единственное, что огорчало, так это то, что приходило слишком мало людей. Не могу понять, в чем причина. Может потому, что это было летом — все-таки сезон отпусков. Или было мало рекламы. Или потому, что это бесплатно. А у нас, к сожалению, есть такое предубеждение — если что-то бесплатное, значит не очень нужное. Халяву у нас любят, но не ценят. А с другой стороны, сделаешь платным, сразу начнут возмущаться. Без юмора к таким вещам относиться нельзя.

— А если все-таки серьезно, что должно лучше работать — платная или бесплатная модель образования и просветительства?

— Однозначного мнения тут быть не может. Знаете, во многих СМИ начинающих стажеров не то что бесплатно натаскивают премудростям профессии, но даже что-то приплачивают понемногу в виде гонораров. Хотя многие из них даже после журфака приходят в редакции практически пустые в плане знаний и умений.

Основной сегмент Студии — это то, что принято называть школой журналистики. Как раз эта школа была отмечена премией президента КР в канун 7 ноября — Дня информации и печати Кыргызстана. А мы как-то привыкли еще с советских времен, что образование в школах мы получали бесплатно, и при этом оно не страдало качеством. Хотя я отдаю должное и коммерциализации обучения, особенно узкопрофессионального, такого, которое потом обеспечит тебе работу.

Но для Студии этот вопрос решен раз и навсегда — студентов и творческую молодежь мы будем обучать бесплатно, особенно тех, кто подает надежды. Тут без пафоса, но нельзя забывать и о гражданской миссии — когда-то моя страна, пусть и под другим названием, всему научила меня бесплатно, а значит пришло время отдать долг стране. А заработать на другом всегда можно придумать миллион способов, лишь бы было желание.

И мы к этому постепенно придем. Платные тренинговые услуги можно предоставлять пресс-службам, отделам пиара и коммуникаций, проводить обучение по индивидуальным программам, принимать заказы на медиа-исследования и мониторинговые отчеты. Не проблема, в общем. Но и то не для личного обогащения, а чтобы было что вкладывать в дальнейшее развитие, то что мы называем инвестициями в будущее.

— Ваша обеспокоенность завтрашним днем журналистики наверняка продиктована ее сегодняшним положением. В чем главная причина нынешнего кризиса отечественной журналистики?

— Нужно наконец признать, что практически все наши СМИ больше не в состоянии выполнять единственную главную функцию прессы — быть информатором общества. В августе прошлого года для коммерческого освещения парламентских выборов в ЦИКе аккредитовались 23 информационных сайта, 25 радиостанций, 41 телеканал, 138 газет и журналов. То есть возможности подшабашить никто из наших масс-медиа не упустит.

Но ни одно из изданий не смогло предупредить население о надвигающемся росте доллара. Ни один экономический корреспондент не сказал понятно и открыто: народ, переводите имеющиеся сомы в баксы и евро, закрывайте валютные кредиты и не берите новых. Почему? Ведь это так очевидно.

Дело в том, что у нас катастрофически снизилось число думающих журналистов. Думающих, прежде всего, о своей аудитории и чувствующих свою ответственность перед ней. Не боящихся не понравиться редактору или владельцу, нежели читателю. Таких, которые живут профессией. Не в смысле, что она их как-то прокармливает, а потому что они жить без нее не могут. Других критериев профпригодности и творческой состоятельности у нас нет.

— И какой выход из этого вы видите?

— Ну, вариантов развития много. Слава богу, журналистика — достаточно многопрофильная сфера, как по тематике, так и по формату. И для каждой из этих ниш есть по нескольку альтернативных решений. Относительно серьезные проблемы будут, пожалуй, только у многобюджетных СМИ — как, например, общенациональных телеканалов и центральных ежедневных газет. Как давно уже предупреждают зарубежные коллеги, рекламная модель существования ТВ и большой прессы доживает последние времена.

Это, конечно, неизбежный афтершок более глобального кризиса — краха нефтяной экономики. А это, знаете ли, такая неприятность! Тут не знаешь, спасутся ли целые государства, и чего тогда беспокоиться об исчезновении каких-то изданий? Главное — чтобы были живы-здоровы сами журналисты.

— И все же как конкретно можно встроиться нашим СМИ в новые реалии?

— Я думаю, нет, я даже уверен: в гонке за лидерство у нас в Кыргызстане выиграют те редакции, которые смогут добиться доверия у общества. Рейтинги смотрибельности и читабельности — это совсем не то, хотя и это важно. Но это больше относится к медиа-бизнесу, к маркетинговому продвижению. «Кока-колу» тоже все пьют, жирные гамбургеры тоже едят, и что? Но кто, если честно, видит сейчас в газетах и телеканалах своих друзей? Кто безоговорочно верит журналистам и искренне уважает их?

Раньше мы с утра бежали в киоски за свежей периодикой, всей семьей обсуждали телевизионные новости, а кто выписывали прессу на дом, помните, как старались первыми успеть к почтовому ящику? И ведь тогда тоже была и пропаганда, тогда тоже так же писали про «бездуховный Запад». Но советские журналисты все же держали планку. Если они даже врали, им верили, понимаете? А про перестроечную журналистику я вообще молчу! Это ведь были времена журналистского Ренессанса. Куда все это подевалось?

— Может журналисты проиграли социальным сетям?

— Я бы не стал преувеличивать значение интернет-платформ. Если журналисты и могут проиграть, то только самим себе. Все-таки соцсети — это не средства массовой информации, а средства массовой коммуникации. Безусловно, они разнообразили нашу жизнь, облегчили доступ к информации, даже создали невиданные ранее условия для создания собственного контента. Но посмотрите в реальности, процентов 80, а то и 90 всего содержания интернета — это продукция традиционных СМИ, если включать в них и интернет-сайты, которые тоже конечно же СМИ в первую очередь.

Если гипотетически представить возможный заговор всех мировых медиа лишить соцсети своих информационных продуктов, то что останется в интернете? Порнография, пиратские рефераты, идиотские селфи и «срачики» умирающих от скуки фейсбукчан и твиттерян. А на самом-то деле никакого антагонизма между СМИ и социальными сетями нет. Это ведь не война между «Теслой» и традиционным автопромом, когда кто-то должен уничтожить другого. В нашем случае речь идет о взаимном и даже взаимовыгодном сосуществовании.

Да, пока СМИ испытывают определенные неудобства и финансовые потери, связанные со слишком стремительным развитием цифровых технологий и глобальных коммуникаторов вроде Facebook. Но поверьте, это лишь временные проблемы. Точно так же, как в 1851 году Пол Рейтер основал одноименное агентство новостей, поставив на службу журналистике изобретенный телеграф, так и современная пресса неизбежно придумает, что сделать с соцсетями.

Это как в знаменитом голливудском фильме «Казино»: «Лас-Вегас захватили корпорации». Соцсети не будут бесконечно беззаботным, ярким и шумным Лас-Вегасом, и на смену романтику Цукербергу придут жесткие менеджеры-прагматики. Это при том, что вдруг даже раньше не окажется, что соцсети — это в экономическом плане просто пузыри, а в социальном — быстро надоевшая людям игрушка.

Когда мы говорим о журналистике как виде человеческой деятельности, мы должны понимать, что имеем в виду одно из фундаментальных занятий, без которого вообще невозможна жизнь — как медицина, педагогика, земледелие, кулинария. Мы не можем бесконечно делать ставку на технологии. Более того, именно в нашевысокотехнологичное время мир как никогда уязвим, небезопасен и дезориентирован. И нет ничего лучше, когда сам человек делает что-то своими руками и своим умом. Робот никогда не получит Пулитцеровскую премию. И давайте просто вспомним, что делал основатель «Рейтера», пока не был изобретен телеграф? Он передавал новости через почтовых голубей…

— Хорошо, а как относиться к немаловажному фактору гражданской журналистики, к набирающей популярность блогосфере? Сейчас распространено мнение, что на фоне кризиса журнализма блогерство — это реальная альтернатива традиционным СМИ?

— Однажды я написал в своем Твиттере шутку: «Когда популярному блогеру нечего есть, он превращается в обычного журналиста». Судя по реакции фолловеров, афоризм прошел. И в жизни так и происходит. Конечно, как журналист-старовер я могу «свысока» смотреть на этих нечесаных мальчиков и девочек с воспаленными от ночных бдений за ноутбуком глазами и воспаленным же сознанием от чувства собственной гениальности.

Но как медиа-эксперт, как медиа-тренер я очень благодарен им на самом деле за порой самоотверженный интерес к эссеистике, публицистике, очеркизму и репортерству — все эти журналистские жанры и названы ведь этим модным словечком «блог». А блогеры — это колумнисты на нашем языке. Более того, самые шумные, рейтинговые, кликабельные «блоги» у нас в Кыргызстане на самом деле вышли из-под пера профессиональных журналистов.

Все, что написали в свое время Аида Касымалиева и Алия Суранова, продемонстрировало такую глубокую пропасть между подготовленными профи и фрилансерами-самоучками, что я даже испугался, что таким образом в Кыргызстане тема блогерства будет вообще похоронена, поскольку так убого и легковесно смотрелось все то, что было на другой чаше весов. И это я привел пример только с двумя журналистами!

Наверное, настоящему блогерству у нас трудно развиться по причине того, что слишком много свободы в журналистике в отличие от той же России, где в условиях зажима прессы сначала бурно развился «Живой Журнал», а после самые состоявшиеся блогеры основали собственные сайты со статусом средств массовой информации. А зачем в Кыргызстане ЖЖ и собственные блоги, когда в прессе можно спокойно писать любую ересь, чем пресса благополучно и занимается.

Это подтверждает и феномен агрегаторного ресурса Гезиттер.орг, ставшего популярным за счет перевода статей из кыргызскоязычной прессы. То, что там играет большую роль сам перевод, стиль которого можно назвать гротесковым, или «гоблиновским» — чтобы было понятнее молодежи — не так важно в конце-концов, поскольку делает кассу там все-таки необузданное, «басмаческое» содержание наших желтушных коллег.

И все же сказанное мной не должно подвергнуть сомнению главную мысль: как бы там ни было, блогерство — это хорошо и полезно. Я действительно рад, когда наши люди создают «народные новости», пишут для газет и сайтов колонки, активно постят содержательные и небезразличные размышления в соцсетях, устраивают открытые и конструктивные дискуссии.

Самые продвинутые даже занимаются личными стартапами — открывают персональные сайты. Пусть не все из этого равноценно, пусть в значительной мере присутствует эпигонство, пусть многие ударяются в эгоцентричные «страдашки», пусть многое поверхностно и незрело — но иначе нельзя к чему-то прийти, взять и сразу стать идолом блогерства, или моментально суметь монетизировать свою писанину. Все это неизбежно придет, если упорно и всерьез этим заниматься.

— Если снова вернуться к началу нашего разговора, какие задачи вы ставите перед собой на 2016 год?

— Прежде всего, надо освоиться на новом месте — наш спонсор и партнер Центр поддержки СМИ любезно предоставил Студии свое помещение. Это большой конференц-зал, в котором хотелось бы создать креативное пространство с особой эстетикой и аурой творческой лаборатории. Чтобы приходящие к нам участники чувствовали себя уютно и у них были все условия для плодотворного обучения и работы.

Есть также задумка основать музей журналистики Кыргызстана, который органично вписался бы в интерьер помещения и вместе с тем выполнял бы важную образовательную функцию. Первые экспонаты у нас уже есть. О медиа-турах я уже говорил: будем готовиться к ним и разрабатывать детальные программы и календарные графики поездок по стране.

И главная задача — закончить разработку концепции следующего этапа развития самой школы журналистики. Она практически готова, осталось лишь внести заключительные штрихи и нюансы. И буквально на днях мы возобновим наши активные занятия. Хотя мы и так времени не теряли.

Так, под самый занавес прошлого года мы успели провести своеобразное «новоселье» — к нам в Центр поддержки СМИ с мастер-классами пришли, любезно откликнувшись на просьбу, три популярные медиа-персоны. Ими были в порядке очередности: Улугбек Акишев — соредактор портала Kloop.kg, Махинур Ниязова — главный редактор информагентства Knews.kg, и гендиректор КТРК Илим Карыпбеков.

То есть даже перед самым Новым годом мы вовсю занимались нашим главным делом — образовательным проектом Студии практической журналистики. А у нас ведь как говорят: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь». Значит, в 2016-ом нас ждет много работы, много учебы, продолжение старых и начало новых проектов, впереди много медиа-путешествий, круглых столов и тренингов. Поэтому я приглашаю всех присоединиться к нам и открыть для себя увлекательный мир журналистики!

IMG_8947 IMG_8963

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*