Мобильная журналистика: как #mojo входит в новостные редакции

Dougal ShawРепортеры уже давно с успехом используют в своей работе мобильные устройства, но некоторые руководители медиа просто не видят всех преимуществ этих новых технологий. Большинство редакций записывают на мобильные устройства только свидетельства очевидцев событий и репортажи о срочных новостях. Некоторые также используют их, чтобы рассказать, как работает редакция. Но все это вторично по отношению к основным журналистским проектам этих СМИ. В ситуации, когда многие редакции до сих пор не видят потенциала мобильной журналистики (mojo), журналистам бывает нелегко использовать ее методы в традиционных вещательных или печатных медиа.

«Мы находимся в процессе эволюции, которая, как мне кажется, изменит способ создания и распространения новостей, – но это медленный процесс, – отмечает Глен Малкахи, основатель конференции мобильной журналистики Mojocon и отвечающий за инновации руководитель ирландской вещательной компании RTE.

 

Малкахи, проводящему тренинги по мобильной журналистике, знакома такая реакция редакций вещательных медиа на использование журналистами новых технологий.

 

«Крупные вещательные компании, как правило, с большой осторожностью относятся к изменению своей инфраструктуры, – говорит он. – Когда возникает что-то, нарушающее привычный порядок вещей, люди предпочитают побыстрее избавиться от этого, а не остановиться и попытаться увидеть положительный потенциал перемен».

 

Примером такой организации может служить BBC. Использующий в своей работе мобильный телефон видеожурналист BBC Дугал Шоу столкнулся с удивлением и скептицизмом редакторов. Сейчас BBC вкладывает деньги и предлагает своим журналистам множество курсов, которые должны помочь им начать использовать в работе мобильные устройства.

 

Случалось, что журналисты представляли редакциям снятые на мобильные телефоны материалы, не уведомив редакторов о том, какое оборудование они использовали. Бьорн Шташен, руководитель NextNewsLab немецкой вещательной компании NDR, снял материал о реакции людей в Шотландии на результаты голосования Brexit на свой мобильный телефон и не сказал редакторам в Германии о том, какую аппаратуру он использовал. «Я просто снял этот материал и отправил его редакторам, а они ничего не заметили», – сказал он.

 

Но, к примеру, швейцарская новостная редакция Léman Bleu активно использует методы мобильной журналистики. Летом 2015 года это медиа выпустило целую новостную программу, в которую входили только видео, сделанные с помощью айфонов. Сейчас такие материалы составляют 80 процентов контента издания.

 

По словам главного редактора Léman Bleu Лорана Келлера, организация начала этот эксперимент, чтобы меньше использовать в работе тяжелое оборудование, но в результате им понравились такие преимущества мобильной журналистики, как высокая интерактивность, доступность и возможность быстрого реагирования на ситуации срочных новостей. Новая стратегия дала медиа возможность создавать местную журналистику, отличающуюся более личным, тактичным и близким к реальности подходом.

 

Одна из крупнейших традиционных газет в Индии Hindustan Times также обратилась к новым технологиям – в первую очередь, к мобильной журналистике. Редакция приняла на работу Юсуфа Омара, который возглавил эту амбициозную инициативу.

 

«Мне позволяли делать почти все, что я хочу, – сказал Омар. – Я работал с Ником Дауэсом, который меня нанял. Вся его идея заключалась в том, чтобы как минимум первые два месяца дать мне возможность свободно развивать проект».

 

«Я уверен, что если вы правильно подойдете к созданию культуры мобильной журналистики, вы сможете интегрировать ее для абсолютно всех сотрудников компании – от охранника до главного редактора – все они будут владеть базовыми навыками мобильной журналистики», – говорит Омар.

 

В этом контексте можно вспомнить очень показательный пост Николя Бекета об отсутствии хорошей мобильной журналистики, опубликованный после террористической атаки в Париже в ноябре 2015 года. Журналист бельгийского медиа L’Echo был недоволен тем, как франкоязычные СМИ освещали ситуацию.

 

«Я следил за событиями в прямом эфире на сервисе Periscope и был в шоке от того, что вообще не увидел никаких журналистов», – говорит он.

 

Бекет считает, что многие СМИ сталкиваются с трудностями, начиная использовать мобильные телефоны в своих редакциях.

 

«Существует контраст между простотой использования смартфона и сложностью его интеграции в медиаорганизации», – говорит он.

 

Внедрение мобильной журналистики в медиа, особенно в традиционные СМИ, связано с разными сложностями. Однако эта технология совершенствуется и становится все более надежной, и редакции начинают осознавать ее возможности.

Материал взят из: IJNET