Фейки за июнь. Часть 1

Команда BRYCA ежедневно мониторит медиапространство стран Центральной Азии и выявляет большое количество дезинформации в СМИ и соцсетях. В июне во всех странах чувствуется тенденция спада интереса к теме коронавируса и переключение внимания на более общие темы и международные новости.

 

Самый распространенный июньский фейк в Таджикистане затронул сам Facebook. Сообщение, которое активно пересылалось на русском языке, гласило, что в Facebook появилось новое правило, согласно которому личные фотографии и информация пользователей станет общедоступной: «Друзья из FB, не забывайте, что с завтрашнего дня, несмотря на шок вокруг covid 19, в Facebook начинается новое правило, согласно которому ваши фотографии могут быть использованы. Помните, что срок публикации Вашего недовольства по поводу этого использования или возможного неправильного использования – сегодня! Они могут быть использованы в исках против тебя. Все, что ты опубликовывал, когда-либо, может стать открытым и публичным. Даже если сообщения были удалены…». Это не первый случай, когда подобная фейковая информация быстро расходится среди аудитории. Опровержение этой информации опубликовали Factcheck.tj.

 

В Кыргызстане в начале июня в социальных сетях появилась фотография бутика Dolce & Gabbana в Нью-Йорке. В связи с демонстрациями против расовой дискриминации бутик был заколочен листами фанеры, а посредине расположилась надпись «Биз эл менен» («Мы с народом»). Несмотря на явный фотомонтаж, некоторые пользователи поверили в подлинность изображения. Согласно редакции Factcheck.kg, на фотографию бутика была наложена фотография 2010 года, сделанная после мародерств во время апрельских событий в Кыргызстане.

 

В Казахстане в связи с этими событиями распространялось видео с подписью о том, что «белые» полицейские в США якобы моют ноги темнокожим пасторам. Судя по видео, можно утверждать, что полицейские не мыли ноги пасторам — это делали совсем другие люди (factcheck.kz). Подпись к видео ввела пользователей в заблуждение и вызвала шквал недовольных комментариев.

 

В Узбекистане снижение ажиотажа переместило внимание аудитории в плоскость более традиционную, «предкоронавирусную». В основном в сети снова обсуждаются темы сносов, вырубки деревьев, точечной застройки, некачественного образования и медицины. Как правило, такие темы под собой имеют информационный повод, он вполне конкретен и достаточно наполнен информационными деталями, поэтому нет информационного вакуума и отсюда ощущается снижение активности фейкмейкеров.

 

Материал подготовлен в рамках проекта BRYCA при поддержке Европейского Союза.

 

Источник: BRYCACentralAsia

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*