Исследование: «Медиаобразование в политике Финляндии на уровне министерств»

“Медиаграмотность – это не просто информация, навыки и умение использовать медиа. Это способ понимания того, как работает медиа и взаимодействие с медиа как с частью нашей жизни”

 

Современный окружающий мир тесно связан с медиа. Просыпаясь, мы в первую очередь берём в руки наш смартфон, через который погружаемся в цифровое пространство, предлагающее различные возможности. С помощью медиа люди получают доступную информацию, учатся, работают и развиваются. Однако, вместе с позитивными изменениями, мир медиа привнёс и минусы в виде недостоверной информации, дезинформации, манипуляции и других угроз.

 

Сегодня медиаобразование – важный инструмент в процессе развития и защиты от вышеупомянутых угроз. Знания и навыки, входящие в структуру медиа и информационной грамотности, позволяют людям эффективно применять технологии. Одной из самых прогрессивных стран с высоким уровнем медиаграмотности общества и лидера в продвижении медиаграмотности является Финляндия. По данным Всемирного индекса свободы прессы 2020 года, Финляндия занимает 2 место среди 178 стран. Кроме того, что Финляндия является государством с самыми свободными СМИ, в стране благоприятная ситуация со свободой слова и развитием медиаграмотности в различных структурах.

 

В январе 2020-го года Национальный институт аудиовизуального Финляндии (фин. KAVI) провёл исследование с целью расширить знания о значении медиаобразования  в рамках политики Финляндии на уровне министерств. Исследователи Лаури Палса и Саара Салома изучили, в каких административных секторах были опубликованы документы о медиаобразовании и медиаграмотности. Результаты показывают, что медиаобразование и медиаграмотность широко распространены в различных административных секторах Финляндии, но в основном, в Министерстве Образования и Культуры. Меньше всего документов о медиаобразовании было опубликовано Министерством экономики и занятости Финляндии.

 

Исследование, методология и результаты были подробно описаны в статье Media literacy as a cross-sectoral phenomenon: Media education in Finnish ministerial-level policies. В данной статье, кроме документов о медиаобразовании, рассмотрены восемь сфер медиаграмотности, такие как протекционизм, культурное участие, будущие рабочие компетенции, инклюзия, широкое медиаобразование, демократия, национальная безопасность и космополитизм. Один из основных результатов анализа этого исследования касается универсальности и роли медиаобразования в политике Финляндии.

 

Интересен тот факт, что документы  в административных секторах различаются в описании медиаобразования. Авторы говорят, что медиаграмотность не должна рассматриваться как решение всех проблем без чёткого объяснения, как использовать знания. Вопрос не в том, что важно ли медиаобразование или нет, а какое медиаобразование важно и почему. Данное исследование заставляет задуматься о важности роли медиаобразования в жизни человека. Опыт Финляндии по внедрению МИГ во все сферы показательный пример для других стран. Важно уже сегодня задуматься о повышении медиаобразования среди населения страны.

 

Статью можно прочитать на английском языке, перейдя по ссылке:

 

https://api.mediasabak.org/media/b6d2b8ed-5890-49f5-b08b-6dc2985642d0.pdf

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*