С 27 по 31 октября 2017 года в офисе Фонда «Центр поддержки СМИ» проходил пятидневный курс по медиа грамотности «Media Literacy Course 2.0».
Целью курса является развитие критического мышления молодежи через привитие навыков анализа и управления восприятием медиа-продуктов.
Особенность этого курса заключалась в практических занятиях курса, которые были организованы в формате Медиа-лаборатории. Все участники были разделены на 3 группы. Каждая группа разрабатывала собственные медиа-продукты согласно заданной тематике в следующих студиях по очереди:студия письма, фотостудия и видеостудия.
Программа курса состояла из полноценных пяти дней обучения. Утром шли трехчасовые тренинги лекторов по темам медиа грамотности. Днем шла практическая работа участников в трех студиях с тренерами, работа в малых группах из 5-7 человек. Вечером каждая студия презентовала свою медиа работу. Фото студия организовала фото-показ своих работ. Студия письма представляла статью. Аудио/видео студия презентовала свой видео-продукт.
День первый
В первый день до обеда участники узнали об информации, видах информации, о работе СМИ и манипуляциях в СМИ. Тренером выступала Айсулуу Текимбаева. Участники имели возможность узнать детали профессии журналиста, о журналистской этике. После обеда участники обучались навыкам актерского и ораторского мастерства под руководством опытного тренера, Эльвиры Ибрагимовой. Сначала ребята учились находить свой голос, настраивать и управлять жестами, своим телом. Кроме этого тренер показала на практических примерах основы риторики, навыки само-презентации. Кульминацией занятий стало упражнение по расслаблению и эмоциональное погружение. Ребятам было необходимо полностью ощутить ситуацию и попробовать перемещаться мысленно, это первый шаг в актерское мастерство.
День второй
В этот день участники изучали печатные СМИ. Тренером выступала Бактынур Абдиева. Во время обучения участники узнали о том, как создаются материалы для газет, журналов и глянца. Кроме этого была организована экскурсия в типографию Центра поддержки СМИ. Ребята увидели вживую процесс печати газет одной из крупнейших типографий страны – Фонда “Центр поддержки СМИ”. После обеда участники работали в лабораториях, параллельно три группы занимались в СТудии письма, Фотостудии и Видеостудии. В каждой студии был свой куратор, который в течение 2 часов делился своим опытом и советами, обучал практическим навыкам создания креативного письма, качественной фотографии и яркого видео. Участники имели возможность применить знания, полученные во время утренних сессий через работу в студиях, через статью, фото или видео. После завершения самостоятельных работы в студих, в общем зале шла презентация работ групп. Ребята представляли свои фотографии, читали статьи и показывали видео. Комментарии и фидбек были получены как от других участников курса, так и от кураторов Студий.
Во время работы в Лабораториях участники создавали статьи на актуальные темы, в этот день участники написали о том, как в течение трех часов создать телевизионную программу. Фотографии были сделаны на тему печати. Для создания фото в основном была использована деятельность типографии Фонда.
День третий
Участники узнали об особенностях работы ТВ и радио СМИ, тренером выступал Эркин Рыскулбеков. Эркин рассказывал о себе, о работе на ОТРК, опыре теле-ведущего, инетерсные и смешные истории во время работы, открывал занавес работы на телевидении. Ребята живо интересовались необходимыми навыками для работы, графиком работы и профессиональными советами для тех, кто в будущем планирует работать на ТВ.После обеда шла работа в трех лабораториях. В этот день, группы поменяли свои студии и те, кто вчера снимал на фото, сегодня писали статьи. А те,кто писал статьи, снимали видео. Кураторы также делились своим практическим опытом с ребятами. В каждой группе занимались от 5 до 7 человек. У каждой студии было все необходимое техническое оборудование: профессиональный фотоаппарата, видео-камера. После окончания самостоятельной работы проходила презентация работ Студий для всех в общем зале.
Темой третьего дня было ТВ и радио. Ребята из видеостудии сняли шуточный новостной репортаж, студия фото показала ретро и современные технологии при создании медиа-продуктов. Студия письма написала статьи о сжигании листьев на улицах Бишкека, о тоях и о том, как сложно найти адрес Фонда.
День четвертый
Участники работали над своими индивидуальными проектами. Ребята определялись с темами, типом медиа-продукта. Некоторые участники начали процесс поиска необходимых данных в Интернете для своей статьи, другие – делать подсъемки для дальнейшего монтажа. Это был крайний день работы участников в трех группах. В этот день ребята из фотостудии решили запечатлить моменты Media Literacy Course 2.0 Видеостудия сняла яркий компрометирующий ролик об известной зарубежной песне, популярной в Кыргызстане, но имеющей совершенно не свойственный мелодии смысл. Это видео вызвало большую дискуссию во время презентации работ. Студия письма создала статьи о том, куда пропала спикер Жылдыз Ороспакова и о том, как изменилось восприятие к рекламе у студентов курса Media Literacy Course 2.0.
День пятый
Ребята были на экскурсии в национальной теле-радио корпорации (ОТРК). Экскурсию проводила Аделя Лаишева. Аделя рассказала об эволюции ТВ, показала основные студии ОТРК, аппартные, студию перевода, программный отдел, отдел записи, радио-канал, современный дизайн административного отдела, офис генерального директора Илима Карыпбекова и архив декораций. Ребята воочию ознакомилсь с работой профессионалов ОТРК, даже встретили некоторых звезд прямого эфира. После обеда участники узнали о рекламе и воздействии рекламы на человека. Тренером выступала Даша Суходолова. Было много интересных практических созданий по созданию бренда, логотипа и рекламы собственного продукта. Даша показала успешные примеры рекламных и социальных видео, рассказала об Оскаре среди рекламщиков Центральной Азии – Red Jolbors Fest. Далее участники работали над индивидуальными «дипломными проектами», итоговым медиа-материалом на свободную тему.