Медиаграмотность и медиаобразование

В современном мире, когда технологии развиваются и ежедневно заменяют друг друга, скорость распространения информации иногда может приравниваться к скорости света. Беспрерывная телетрансляция, радиовещание, видеоблоги, социальные сети, электронная почта и т.д. – информация окружает нас повсюду.

 

Сегодня команда BRYCA предлагает разобрать такие понятия как «медиаграмотность» и «медиаобразование». Зачастую эти понятия путают или заменяют друг другом.

 

Медиаграмотность, как навык XXI-го века, появилась в процессе эволюции, которая развивается от классической грамотности (базовые навыки чтения и письма) к цифровой или информационной грамотности и, как результат, к медиаграмотности или же медиакомпетентности.

 

Так, медиаграмотность – это способность получать, анализировать, создавать, оценивать и действовать, используя все формы коммуникации. [NAMLE, 2018]

 

Медиаобразование — обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» [UNESCO, 1984]

 

Медиапедагог Дэвид Букингем определяет медиаобразование как процесс обучения и изучения медиа, а медиаграмотность – как результат этого процесса – комплекс знаний и навыков, приобретенных учащимися.

 

Оксфордская энциклопедия определяет медиаобразование как «изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа.

Медиаобразование (media education) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)».

 

«Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью». [Dorr A. Media Literacy. In: International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001]

 

Материал подготовлен в рамках проекта BRYCA при поддержке Европейского Союза.

 

Источник: BRYCACentralAsia

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*